Сцепление — механизм, который на кратковременный период разъединяет и соединяет коленчатый вал двигателя с коробкой передач (КПП) для плавного переключения передач и обеспечивает возможность без рывков трогаться с места.
В комплект сцепления могут входить следующие запчасти: ведомый диск (состоит из пружинных пластин), нажимной диск (имеет выжимные пружины), корзина сцепления, выжимной подшипник.
Чтобы избежать поломки сцепления, не рекомендуется выполнять следующие действия:
- не использовать заднюю передачу, когда автомобиль движется вперёд;
- не выполнять резких переключений передач во время движения;
- не переключать передачи во время сложных маневров, чтобы избежать заноса;
- при движении по скользкой дороге не держать сцепление включённым;
- не оставлять автомобиль с включённой передачей в холодное время.
Срок службы сцепления не является фиксированным и зависит от материалов, из которых изготовлены запчасти, мощности двигателя и стиля вождения водителя.
Виды сцеплений
В зависимости от количества ведомых дисков:
- Однодисковые (устанавливаются на легковые и маломощные грузовые автомобили).
- Двухдисковые (устанавливаются на автомобили с большой мощностью двигателя, предназначенные для перевозки тяжёлых грузов).
- Многодисковые (используются на мотоциклах и спортивных автомобилях с мощными двигателями).
В зависимости от среды работы:
- Сухие (применяются на автомобилях);
- Влажные (используются в мотоциклах).
Способ приведения механизма в действие:
- Гидравлический (для легковых и грузовых автомобилей);
- Механический (для легковых и малотоннажных грузовых автомобилей);
- Электрический (для автомобилей с роботизированной коробкой передач);
- Пневмогидравлический (для грузовиков и автобусов).
Двойное сцепление — устанавливается на спортивные автомобили, управление таким сцеплением осуществляется при помощи гидравлики и электроники.
Керамическое сцепление — используется на грузовых и спортивных автомобилях, так как способно выдерживать большие нагрузки.